Новости
Судьба онколога
В последнее время только и слышишь: рак, рак, рак... Куда деваться от этого бича Божьего. На фоне последних сообщений о потерях тем более поражает судебный процесс, разыгравшийся в Обнинске.
Метод доктора Свиридова
Павел Свиридов 15 лет назад первым в России стал применять брахитерапию под контролем компьютерной томографии. На данный̆ момент это самый̆ прогрессивный̆ способ лечения рака предстательной̆ железы. Суть его в том, что больной̆ 1 и 2 стадией̆ рака избегает хирургии со всеми ее негативными последствиями.
В пораженное место просто внедряется радиоактивная капсула (источник), которая, собственно, и приносит благотворный эффект. Таким образом доктору Свиридову удалось за несколько лет спасти 2500 человек. Вот вам и надежда на победу над смертельным врагом.
Но 2016 году в кабинет к доктору Свиридову вошла женщина с характерной̆ фамилией̆ Змий. Представившись родственницей̆ одного из пациентов, Змий положила на стол доктору 350 тысяч рублей̆. Следом за Змий в кабинет к доктору ворвались оперативники.
И вот уже два года доктор Свиридов подсудимый̆. Именем Российской̆ Федерации его обвиняют в коррупции. Обвинение требует посадить его в колонию строгого режима на 11 лет и уплатить 30 млн рублей штрафа.
Здесь надо немного отступить и посвятить читателя в особенности борьбы с раком предстательной̆ железы. В России на его лечение государством выделяются квоты. До 2015 года Минздрав выделял на брахитерапию по 459 тысяч рублей на пациента. Но потом субсидию урезали вдвое.
Как утверждает гендиректор ФГБУ НМИЦ радиологии А. Д. Каприн, вновь назначенная Минздравом сумма в 259 тысяч рублей̆ вполне достаточная.
Но на практике операция выходит, конечно, гораздо дороже. В среднем на необходимые материалы требуется 350-450 тысяч рублей. Об этом говорит экспертиза МВД.
Вот и замминистра здравоохранения РФ Наталья Хорова в ответе на депутатский̆ запрос утверждает, что реальные затраты на брахитерапию рака предстательной̆ железы действительно могут составить до 500 тысяч рублей.
Патовая ситуация.
В итоге, у больницы Свиридова возникли проблемы. Закупались микроисточники и некоторое количество специальных игл. Больше ни на что квоты не хватало. Дефицит расходных материалов покрывал сам доктор Свиридов.
Уже потом, после имплантации, пациенты по возможности софинансировали затраты на лечение. Кто-то это делал, а иной̆ и отказывался. Во всяком случае, из потраченных на расходные материалы 5,4 млн рублей̆ пациенты передали доктору только 4,2 млн рублей. Казалось бы, пациенты должны быть счастливы, имея такого врача.
Но нашёлся один
В 2016 году пациент Иванов (фамилия изменена) обратился в больницу доктора Свиридова. В 2010 году Иванов уже оперировался у Свиридова, но посчитал себя недолеченным.
Свиридов объяснил Иванову, что сумма квоты уменьшилась и озвучил сумму недофинансирования. Лечение Иванов получил, денег Свиридову не принёс (и никто никогда больше к этому вопросу не возвращался), но в прокуратуру, однако, обратился.
Что на самом деле двигало Ивановым? Зачем искушать судьбу, жалуясь на доктора, спасшего его уже дважды? Недальновидность, какая-то обида? А может быть на Иванове сказалось плотное внимание следствия?
Вот, к примеру, бывший̆ пациент Свиридова Галочкин говорил: «Ко мне приезжал следователь, говорил, что у Свиридова 5 квартир, что он всех обманывает. И все на него пишут заявления. А если я буду уклоняться, то это уже уголовное дело. Я ему рассказал, что квоты получал сам как в первый̆, так и во второй̆ раз. А Свиридов просил по возможности дофинасировать лечение. Но у меня такой̆ возможности не было...»
Зачем это нужно следствию, возможно, станет понятно в конце нашего повествования. А пока сообщим, что просто обращения в прокуратуру Иванову показалась мало.
Через три месяца он приехал на приём к Свиридову с сотрудником ОБЭП, представив его своим сыном. «Сынок» несколько раз предложил доктору деньги. Но Свиридов отказался.
И только после этого возникла женщина с характерной̆ фамилией̆ Змий. Заявив, что она невестка уже знакомого нам «сына», Змий просто положила деньги на стол Свиридова.
Классика провокации.
Что случилось потом, мы уже рассказали. Кроме Иванова никто из бывших пациентов показаний на Свиридова не дал. С фантазией̆ работают «органы».
В чем конкретно обвиняют Свиридова?
Следствие считает, что Свиридов брал деньги с пациентов для того, чтобы способствовать в получении ими квоты на лечение. Между тем, 22 пациента Свиридова свидетельствовали в его пользу. Они заявили, что платили ему добровольно, и на получении квот это не сказывалось.
Свиридов и не мог влиять на квоты. Квотами занимается комиссия регионов, в которых прописаны больные. Минздрав Калужской области также подтверждает, на выделение квот доктор той или иной̆ больницы влиять не в состоянии. Следствие при этом уверено, что расходных материалов в больнице с избытком, тем самым настаивая на сумме квоты в 259 тысяч рублей̆. Но достаточно вспомнить замминистра здравоохранения Наталью Хорову, которая разбивает аргументы следствия, обозначив сумму в 500 тысяч рублей̆ в качестве реальных затрат на лечение по методу брахитерапии.
Из всего этого можно сделать вывод, что, собственно предстательные железы следствия рак пока ещё не беспокоит. Это конечно радует по-своему, но...
Возникает вопрос: зачем следствию потребовалось попадать в историю? Учитывая резонансность дела и внимание прессы, достоянием гласности будет становиться все больше и больше его несоответствий и несостыковок, а то и просто грубых нарушений норм закона. Так и до первого лица может дойти...
А может быть?..
А может быть все не так, как кажется. И дело доктора Свиридова всего лишь декорация, и все совершенно иначе?
Вот одна из версий происходящего:
Обнинский градообразующий ГНЦ ФЭИ в течение 10 лет разрабатывал отечественный̆ аналог микроисточников для брахитерапии. Но достойный̆ результат с медицинской̆ точки зрения не был получен. Промышленную линию создать не удалось.
Врачи и медучреждения отказывались приобретать продукцию ФЭИ. Но выделенные государством средства были уже освоены. Требуется отчитаться, а лучше перевести стрелки...
Доктор Свиридов был один из тех, кто открыто критиковал результат деятельности ГНЦ ФЭИ. Что если скандал вокруг доктора Свиридова это всего лишь операция по отвлечению внимания? Тогда и проколы следствия понятны.
А то, что при этом будет разрушен единственный̆ в стране центр, в котором делали операцию на третьей стадии рака и могли провести коррекцию при рецидивах. Ну, потери конечно... Но, подумаешь потери. Бабы ещё нарожают.
Информация к размышлению
Упомянутый выше А. Д. Каприн - известный российский онколог. В своё время совместно с коллективом ГНЦ РФ ФЭИ А. Д. Каприн получил Государственную премию за создание радиоактивных источников для брахитерапии рака предстательной железы.